Главная » Лаэрта - Начальные настройки в "1С: Бухгалтерия 8"
1С:Бухгалтерия

Начальные настройки в "1С: Бухгалтерия 8"

Алексей Паськов

Вам поставили программу, торжественно вручили желтую коробку 1С и ушли...

С чего начать?

С запуска программы и она сама вам все подскажет!

Первый запуск


При первом запуске, программа показывает окно, где нужно выбрать: «Начать ведение учета»

И заполнить поля. Не обязательно заполнять все строки сразу, к вводу информации о вашей компании можно будет вернуться в любой момент.

Общие сведения.

Обратите внимание на подсказки которые выводятся под строками, по ним можно определить для чего и какой информацией нужно заполнить строку.

Например: «Префикс» - Префикс документов организации – буквенный код длинной не более трех знаков. Если в программе будет вестись учет только по одной организации, то префикс не нужен, оставляем строку пустой. После заполнения нажимаем: «Далее».

Банковский счет

Заводим информацию по банковскому счету по тому же принципу. Эту страницу можно пропустить и заполнить позже. Нажимаем «Далее». Если нужно вернуться на предыдущую страницу, есть кнопка «Назад».

Контактная информация

Для заполнения контактной информации необходимо нажать кнопку () в конце строки и заполнить данные из классификатора

Заполнив данные (можно ограничиться заполнением Юридического адреса) нажимаем «Далее».

Ответственные лица организации

На закладке заполняются данные для автоматической подстановки в печатные документы (регламентированная отчетность, Торг-12 , Счет-фактура и т.д)

Нажимаем «Готово». На этом первая часть закончилась и мы заходим в программу.

Стартовый помощник

Первое, что мы видим, это «Панель функций» с закладками и первая закладка «Начало работы», нам сюда.

На панели функций выстроены пункты которые необходимо заполнить.

Программа подсказывает, что нужно проверить и заполнить.

Организация

Первым идут сведения об организации. Если вы все заполнили в первом пункте, нажимаем кнопку «Заполнено и проверено», если нет, то можно нажав на кнопку «Организация», до заполнить нужные сведения.

Настройка параметров учета.

После нажатия кнопки «Заполнено и проверено» , указатель сместился на следующую строку «Настройки параметров учета», теперь нужно быть внимательными, эти настройки влияют на работу программы.

Нажимаем кнопку «Настройка параметров учета»

И попадаем в окно настроек. Рассмотрим каждую закладку подробно.

Виды деятельности

Здесь две галочки:

Производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и Розничная торговля - эти галочки влияют на видимость закладок в настройках учетной политики(о которых мы поговорим ниже). Если у вас есть организация занимающаяся розничной торговлей или производством (используются счета 20, 23, 25, 26) галочку необходимо установить (чем занимается организация, такую галочку и ставим).

После установки галочки можно увидеть, что появилась новая закладка. Для примера поставлю обе галочки

Переходим на следующую закладку.

Системы налогообложения.

Здесь можно выбрать только одно из трех. Если хотя бы одна из ваших организаций использует Основную систему налогообложения, оставляем «Все системы». Отличия в галочкам в том, что программа убирает не нужные закладки: например при УСН убирается Налог на прибыль и НДС

Если у вас 1 организация на УСН, но вы оставили галочку «Все системы», ничего страшного в этом нет. Для примера оставляем «Все системы налогообложения».

Запасы

Разрешается списывать запасы при отсутствии остатков по данным учета – галочка разрешает «списывать в минус» то есть не происходит контроль остатков товаров(материалов) на складе.

Ведется учет возвратной тары – если установить галочку, в документах поступления и реализации появляется закладка «Тара» позволяя вести учет тары

Ведется учет по партиям (документам поступления) – галочка в данном пункте необходима если учет МПЗ ведется по методу ФИФО, либо организация применяет УСН или учет ИП.

Учет по складам (местам хранения) - можно выбрать один из трех вариантов:

  • Не ведется – на счетах учета МПЗ нет складов (если в организации только 1 склад лучше выбрать этот пункт).

  • Ведется по количеству – на счетах учета МПЗ появляется субконто Склад, но учет в разрезе складов ведется только по количеству. Вы не сможете увидеть сколько стоит «Брусок» отдельно на складе «Дмитров» и на складе «Вологда» на счет 10.01 . Только общая стоимость номенклатуры «Брусок» на счет 10.01 без разреза по складам.

  • Ведется по количеству и сумме – на счетах учета МПЗ есть склад и учет ведется и по сумме и по количеству.
  • Если вы выбираете «Ведется по количеству» или «Ведется по количеству и сумме» то во всех документах движения МПЗ (поступление, реализация, списание) вам нужно будет каждый раз дополнительно указывать склад.

    Переходим на следующую закладку.

    Товары в рознице

    Эта закладка появляется, если на закладке «Виды деятельности» вы указали «Розничная торговля».

    На закладке две галочки: По номенклатуре, По ставками НДС. При установке на счете 41.12 появляются дополнительные субконто и учет ведется не только в разрезе складов, но и в разрезе 2 дополнительных аналитик.

    Переходим к следующей закладке.

    Производство

    Эта закладка появляется, если на закладке «Виды деятельности» вы указали «Производство продукции».

    На этой закладке можно выбрать «Тип плановой себестоимости» и используется только если выпуск продукции у вас ведется по плановой себестоимости. Во всех остальных случаях эту закладку можно пропустить.

    Денежные средства

    На этой закладке только одна галочка. Которая включает субконто «Статья движения денежных средств» на счетах 50, 51 , 52. Данное субконто используется программой для автоматического заполнения регламентированного отчета «Отчет о движении денежных средств». Рекомендую галочку поставить.

    Расчеты с контрагентами

    Закладка нужна для определения просроченной задолженность и используется только при построении отчетов которые находятся в Панели функций на закладке «Руководителю»


    Так же срок задолженности можно указать отдельно в каждом договоре. Поэтому заполнять закладку необязательно.

    Расчеты с персоналом

    Здесь два выбора:

    1. Учет расчетов по заработной плате и кадровый учет ведутся – если у вас есть отдельная программа для расчета зарплаты, то выбираете «Во внешней программе» (тогда документы по расчету зарплаты будут заблокированы), если нет, то ставите «В этой программе».

    2. Аналитический учет расчетов с персоналом ведется – если выбрать «По каждому работнику» то на счете 70 будут видны взаиморасчеты по каждому сотруднику, если «Сводно по всем работникам» то счет 70 будет содержать только общую сумму. Обычно «Сводно» делают, чтобы не сотрудники не могли видеть зарплату коллег или когда учет ведется в отдельной «Зарплатной» программе.

    Налог на прибыль

    Применяются разные ставки налога на прибыль – если установить галочку то можно будет задать ставку налога на прибыль отдельно для каждой организации.

    Стоимость имущества и услуг, предварительно оплаченных по договору в валюте – здесь определяется какой курс (на какую дату) будет использовать программа: На дату получения/выдачи аванса или Поступления/Реализации имущества.

    НДС

    Применяется с – установите дату (например начало года или начала работы в программе)

    Порядок нумерации – здесь устанавливается будите ли вы выделять отдельным префиксом счет-фактуры на аванс или будите использовать единую нумерацию(сквозную) для всех счет-фактур.

    После заполнения всего, нажимаем ОК. Если что то осталось не ясным или остались вопросы можно посмотреть «Справку» которая вызывается кнопкой ().

    Если вы закрыли панель функций и хотите снова попасть в «Настройки параметров учета» нужно пройти по пути: Меню Предприятие – Настройки параметров учета.

    После все заполнений, на панели функций нажимаем кнопку «Заполнено и проверено» и заходим в следующую настройку.

    Учетная политика организации

    В открывшемся окне нажимаем кнопку «Добавить»

    И начинаем заполнять закладки

    Общие сведения

    Организация – для каждой организации свой учетная политика (Параметры учета общие для всех организаций) поэтому выбираем организацию.

    Применяется с – выбираем период (обычно год) если прошел год и в учетной политике у вас ничего не поменялось то создавать новую учетную политику на следующий год не нужно, программа будет продолжать работать по последней.

    Система налогообложения – нужно выбрать ОСН или УСН. Выбор сильно влияет на работу программы, например при выборе УСН появляется возможность указать принимаемые и не принимаемые доходы/расходы

    Применяется особый порядок налогообложения – если вы используете ЕНВД, ставьте галочку и заполняйте появившуюся закладку ЕНВД.

    Виды деятельности – так же как в настройках параметров учета для закрытия 20, 23, 25, 26 нужно поставить галочку в «Производство продукции» Если вы не поставили эту галочку в Настройках параметров учета, то здесь выбора не будет.

    ОС и НМА

    Метод начисления амортизации (НУ) – обычно ставится «Линейный».

    Кнопка «Ставка налога на имущество» - нажав на кнопку можно задать ставку налога

    Расчеты с контрагентами

    Здесь вы выбираете как будут формироваться резервы по сомнительным долгам. Обязательно нужно указать Статью доходов и расходов по сомнительным долгам (которую нужно занести в программу).

    Запасы

    Оценка стоимости МПЗ при выбытии – выбираем По ФИФО или По средней. Если в дальнейшем вы решите, сменит «По средней» на «По ФИФО» придется «перепроводить» все документы с начала ведения учета.

    Производство

    Для услуг сторонним заказчикам – если выбирать «по плановым ценам», придется заводить документ с плановым ценами, поэтому удобнее выбрать «По выручке».

    Для услуг собственным подразделениям – принцип тот же что и со сторонними заказчиками, удобнее выбирать «По объему выпуска».

    Кнопка «Установить методы распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов» - здесь вы задаете метод списания для 25 и 26 счета. Можно задать общий метод для всех статей по одному счету

    Или отдельно для каждой статьи затрат

    Метод Директ-костинг – при установки галочки, весь счет 26 будет списываться в конце месяца на 90.08

    Выпуск продукции, услуг

    Способ учета выпуска – с учетом 40 счета или без (лучше без).

    Последовательность переделов – если нет сложной системы подразделений и их закрытия, оставляйте автоматическое определение.

    НЗП

    Способ учета НЗП – если выбрать «С использованием документа «Инвентаризация НЗП»» то все прямые расходы не попавшие в документ «Инвентаризация НЗП» будут включены в себестоимость выпущенной в этом месяце продукции. Если выбрать «При отсутствии выпуска прямые расходы считать расходами НЗП» то материалы нужно будет непосредственно указывать в документе «Отчет производства за смену» иначе они будут считаться НЗП.

    Налог на прибыль

    Кнопка «Указать перечень прямых расходов» - для правильного расчета себестоимости в налоговом учете нужно задать какие расходы относятся к прямым. При нажатии на кнопку программа создаст начальный список прямых расходов который можно корректировать.

    Кнопка «Указать ставку налога на прибыль» - задается ставка налога.

    Применяется ПБУ 18/02 – устанавливаем галочку в зависимости от предпочтений ))

    НДС

    И снова НДС

    Порядок регистрации счет-фактур на аванс – выбираем из предложенных вариантов, влияет на обработку «Формирование счет-фактур на аванс» в зависимости от выбора будут отбираться платежные поручения для формирования счет-фактур на аванс.

    Организация осуществляет реализацию без НДС или с НДС 0% - устанавливаем галочку для учета экспортной торговли и торговли по ставке «Без НДС».

    Две оставшиеся галочки в комментариях не нуждаются.

    НДФЛ

    Стандартные вычеты применяются – выбираем одно из двух. Если учет зарплаты ведется в внешней программе то эта закладка ни на что, не влияет.

    Страховые взносы

    Вид тарифа страховых взносов – выбираем из предложенного списка. Если учет зарплаты ведется в внешней программе то эта закладка ни на что, не влияет. Список зависит от выбора системы налога обложения на закладке «Общие сведения».

    УСН

    Если на закладке «Общие сведения» выбрана Упрощенная система, то будет доступна закладка УСН где выбирается объект налогообложения: Доходы или Доходы минус расходы и указывается Номер и Дата уведомления о переходе на УСН.

    После заполнения нажимаем ОК.

    Учетную политику так же можно найти через меню : Предприятие – Учетная политика – Учетная политика организации.

    Нажимаем кнопку «Заполнено и проверено» и идем дальше.

    Подразделения организаций

    Даже если у вас в организации нет деления на подразделения, хотя бы одно придется ввести в программу, потому что оно будет требоваться при отнесении затрат на затратные счета. Назовем его «Основное».

    Нажимаем «Заполнено и Проверено» и можно посмотреть отчет о настройках.

    Продолжая нажимать кнопку «Заполнено и Проверено» , вы заполните всю необходимую информацию. Дальше идет заполнение справочников не нуждающихся в комментариях к тому же их можно пропускать. Справочники можно заполнить позже в процессе работы в программе прямо из документов.

    Прочее

    1. Большинство из того, что мы заполняли можно найти в программе и без стартового помощника в меню «Предприятие»



    2. Если вы прошли все пункты стартового помощника, то он закроется. В случае если вас мучает ностальгия и вы захотите снова его увидеть, нет ничего не возможного.
      На панели функций нажимаем кнопку «Настройка» в списке находим закладку «Начало работы», ставим галочку и стартовый помощник снова с нами.



    3. Пользуйтесь кнопкой «Помощь» () там много полезной информации.